История талисманов
Интересно, что изначально символами Олимпийских игр были только эмблема (пять переплетенных колец) и олимпийский огонь.
Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-ей сессии Международного олимпийского комитета летом 1972 года, проходившей в Мюнхене (Германия). Согласно принятым правкам, талисман Игр призван продвигать принципы олимпизма и способствовать популяризации конкретных Игр. Талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, которое отражает особенности культуры принимающей страны и символизирующее ценности современного Олимпийского движения.
МОК не регламентирует процедуру выбора талисманов, оставляя решение за организаторами Игр. Поэтому процесс создания и выбора талисмана определяется каждый раз индивидуально. Чаще всего талисман разрабатывается профессиональными дизайнерами на основе опросов общественного мнения и маркетинговых исследований. При этом выбранный талисман проходит финальное утверждение Исполкомом МОК, поскольку входит в ряд олимпийской символики и подлежит соответствующей юридической защите.
По традиции официальное представление талисмана (или талисманов) Игр в Сочи состоится за три года до их открытия, то есть в 2011 году. Оргкомитет «Сочи 2014» принял решение, что процесс выбора талисмана должен стать максимально открытым, с учетом мнений профильных специалистов, профессиональных дизайнеров, любителей спорта и общественности.
Существует несколько версий того, кто же стал первым талисманов Олимпийских игр, но большинство сходится во мнении, что история милых символов отдельно взятых Игр начинается в 1968 году.
Олимпийские талисманы
|
Стилизованный лыжник Шюсс — игрушка, созданная длязимних Олимпийских игр
1968 в Гренобле (Франция). Значки и фигурки с его изображением пользовались
такой популярностью, что Шюсс стал неофициальным талисманом Игр.
|
|
Зимние Олимпийские игры 1972 в Саппоро (Япония) не имели своего
талисмана. В отличие от летних Игр того же года в Мюнхене (Германия), где
талисманом стала такса
Вальди. Именно с нее начинается традиция официальных талисманов
Олимпийских игр.
|
Зимние
Олимпийские игры 1976 в Инсбруке (Австрия)
Изначально
XII зимние Олимпийские игры должны были проходить в Денвере (США). Однако
жители города на референдуме приняли решение не проводить Игры из-за
экологической угрозы. В итоге соревнования перенесли в Инсбрук, для которого
это были уже вторые Олимпийские игры. Организаторы провозгласили эти
соревнования "Играми простоты". Выбранный талисман — снеговик Олимпиямандл должен был отражать именно это
качество.
|
|
Зимние Олимпийские игры 1980 в Лейк-Плэсиде (США):
Енот Рони был
выбран талисманом, поскольку раскраска мордочки этого традиционного для
Америки животного напоминает защитные очки и зимнюю шапку олимпийцев. Впервые
талисман был изображен спортсменом одного из зимнего видов спорта.
|
|
Зимние
Олимпийские игры 1984 в Сараево (Югославия):
Талисман волчонок Вучко был выбран из шести кандидатов в
результате голосования читателей трех популярных югославских газет. Этот
символ был воспринят неоднозначно, поскольку волк традиционно имеет
устрашающий образ. По замыслу создателей, волчонок символизировал желание
человека «подружиться с животными и стать ближе к природе».
|
|
|
Зимние Олимпийские игры 1988 в Калгари (Канада):
Полярные медведи Хайди и Хоуди —
первый парный талисман (по легенде — это брат с сестрой, а их имена образованы
от слова hi (привет))
|
Зимние
Олимпийские игры 1992 в Альбервилле (Франция): Зимние Игры 1992 во Франции
стали последними, проходившими в один год с летними. Теперь разница между
спортивными состязаниями составила два года, также впервые были проведены и
Паралимпийские игры.
Талисманом
Игр стал горный эльф Мажик,
представший в образе звезды, раскрашенной в национальные цвета Франции. Это
был первый случай замены талисмана. За два года до Игр на его роль была
утверждена горная серна, однако она не пользовалась большой популярностью и
была заменена.
|
|
Зимние Олимпийские игры 1994, Лиллехаммер (Норвегия):
На Играх в Лиллехаммере впервые талисманами стали люди: мальчик
и девочка Хокон и Кристин — брат и сестра из норвежского
фольклора. Образы герои активно использовались в рекламе Игр, что сделало их
очень популярными среди спортсменов и болельщиков.
|
|
Зимние
Олимпийские игры 1998 в Нагано (Япония):
Сноулетс
— совята Сукки, Нокки,
Лекки, Цукки, которые символизируют «мудрость» и четыре времени года. Их
имена были выбраны из 47 484 предложений, присланных в Оргкомитет жителями
Японии. Начиная с четырех совят Игр в Нагано и по сегодняшний день на летних
и зимних Играх (не считая Паралимпийских игр) не было «одинарных» талисманов.
|
|
Зимние Олимпийские игры 2002 в Солт-Лейк-Сити (США): Талисманы заяц, койот и медведь имели очень четкие национальные
черты. Их образы должны были напоминать о некогда основных статьях дохода
города: порох, медь и уголь. Кроме того эти персонажи символизировали Олимпийский
девиз «Citius, Altius Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»).
|
|
Зимние
Олимпийские игры 2006 в Турине (Италия):
Снежок
Нив и кубик льда Глиз, талисманы Игр в Турине, были
направлены на молодую аудиторию. Среди их основных качеств выделялись
энтузиазм, страсть к спорту и бережное отношение к окружающей среде. Создавал
образы дизайнер Педро Альбукерке, выигравший международный конкурс
дизайнеров, организованный Оргкомитетом «Турин 2006».
|
|
Зимние Олимпийские игры 2010 в Ванкувере (Канада):
У зимних Игр 2010 года была группа талисманов: Куачи и Мига — для Олимпийских игр, Суми — для Паралимпийских игр. Также был
создан «неофициальный» талисман, так называемый «друг» — Мукмук. Талисманы, будучи
воплощением мифологических сказаний, выполняли по замыслу организаторов
важную задачу — рассказать миру о Канаде — стране, которую населяют разные
самобытные этнические группы.
|
Паралимпийские талисманы
У Паралимпийских игр тоже существуют свои талисманы. Появились они намного позже олимпийских и призваны подчеркнуть особенности паралимпийского спорта. Основные качества, присущие талисманам, созвучны принципам паралимпийзма — сила духа и воля к победе.
Зимние Паралимпийские игры 2002 в
Солт-Лейк-Сити (США):
Талисманом стала выдра Отто,
животное, часто встречающееся в мифологии древних индейцев. Подобный выбор
имел ещё и некоторый «экологический» аспект: выдры в этом регионе были
практически истреблены из-за загрязнения воды и браконьерства. Не в последнюю
очередь из-за популярности талисмана в последующие годы ситуацию удалось
исправить.
|
|
Зимние Паралимпийские игры 2006 в Турине (Италия)
Паралимпийским талисманом Игр 2006 стала снежинка Астер. Она символизирует дух
Паралимпийских игр, больше обращая внимание на спортивные результаты
участников соревнований, нежели на те препятствия, которые им приходится
преодолевать.
|
|
|
Зимние
Олимпийские игры 2010 в Ванкувере (Канада): Суми — паралимпийский талисман входит в
общую группу талисманов Игр 2010. Впервые олимпийские и паралимпийские
талисманы были представлены одновременно.
|
Талисманы Олимпиады Сочи-2014
Всероссийский конкурс идей талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи проходил с 1 сентября по 5 декабря 2010 года. За время проведения конкурса в адрес Оргкомитета «Сочи 2014» поступило 24 048 работ.
Отбор прошли 11 идей талисманов: Заяц, Дельфин, Белый медведь, Бурый медведь, Снегирь, Леопард, Снежинка, Солнце, Человечки, Дед Мороз и Матрешка.
Финальные образы кандидатов после «оживления» с помощью художников-аниматоров были представлены 7 февраля 2011 года. В итоговом голосовании, которое прошло в прямом эфире Первого канала, приняло участие более 1,4 млн человек. Это своего рода «олимпийский» рекорд - впервые в прямом эфире телешоу проголосовало такое большое число людей.
Россия выбрала свои талисманы
Легенда талисманов «Сочи 2014»
Белый Мишка
Живет за полярным кругом в ледяном
иглу. В его доме все сделано изо льда и снега: снежный душ, кровать,
компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства
воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на
коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься
на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его
друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его победами.
Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и долгой
полярной ночью им некогда скучать.
|
|
Леопард
Горный спасатель-альпинист Леопард
живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале в
заснеженных горах Кавказа. Он всегда готов прийти на помощь и не раз спасал
расположенную неподалеку деревню от лавин. Леопард – прекрасный сноубордист,
он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый
нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать.
|
|
Зайка
Самая
активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все
успевает!? Ведь Зайка не только учится в Лесной Академии на «отлично», но и
помогает маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», участвует в различных
спортивных соревнованиях. Зайка
уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит
спорт. А еще она любит петь и танцевать.
|
Марки
27 сентября и 3 октября 2011 г. состоялись торжественные церемонии памятного гашения марок новых серий: «ХХII Олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России» и «XXII Олимпийские зимние Игры в Сочи. Олимпийские зимние виды спорта».
Серия «ХХII Олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России» начались выпуском четырех марок в листах с оформленными полями и купонами. Это самые мультиязычные марки за всю историю зимних Игр. Информация на купонах и на полях листов дается на русском, английском, французском, немецком, испанском и китайском языках. Всю продукцию филателистической программы «Сочи 2014» можно будет приобрести по специальному филателистическому абонементу, оформляющемуся в отделениях «Почты России».
На почтовых марках «ХХII Олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России» изображены достопримечательности Сочи и его окрестностей: Красная Поляна, Морской вокзал, Смотровая башня на горе Большой Ахун и уникальный памятник мегалитической культуры - Волконский дольмен в Сочинском национальном парке. Форма выпуска марок - лист с оформленными полями из четырех марок и четырех купонов, на которых размещена информация обо всех изображенных объектах.
Стоимость выпущенных марок составляет 15, 20, 25 и 30 рублей. Выпуск следующих четырех марок серии «XXII Олимпийские зимние игры в Сочи. Туризм на Черноморском побережье России» был запланирован на 2012 год. Тираж марок на русском языке - 320 000 листов, на английском - 150 000 листов, на китайском – 130 000 листов, на остальных языках - по 120 000 листов. 21 октября 2011 года эти же почтовые марки вышли в листах из шести марок и шести купонов. Тираж дополнительного выпуска составил 840 000 экземпляров каждой марки (140 000 листов каждого сюжета).
Серия «XXII Олимпийские зимние Игры в Сочи. Олимпийские зимние виды спорта» открываелся выпуском трех марок – «Лыжные гонки», «Прыжки с трамплина» и «Шорт-трек».
На марках изображены: лыжники, проходящие дистанцию коньковым ходом; лыжник во время прыжка с трамплина; два спортсмена-конькобежца. Форма выпуска – лист с оформленными полями из восьми марок и купона. Номинал марок: 25 рублей. Тираж: 960 000 экземпляров каждой марки (120 000 листов каждого сюжета). В октябре 2012 года было запланировано выпустить еще 6 марок этой серии. Реализация всей филателистической продукции с символикой Игр 2014 года будет производиться через сеть отделений Почты России по всей стране.
На марках изображены: лыжники, проходящие дистанцию коньковым ходом; лыжник во время прыжка с трамплина; два спортсмена-конькобежца. Форма выпуска – лист с оформленными полями из восьми марок и купона. Номинал марок: 25 рублей. Тираж: 960 000 экземпляров каждой марки (120 000 листов каждого сюжета). В октябре 2012 года было запланировано выпустить еще 6 марок этой серии. Реализация всей филателистической продукции с символикой Игр 2014 года будет производиться через сеть отделений Почты России по всей стране.
Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев отметил:
«Почтовые марки и конверты, которые разойдутся по всему миру, – лучший способ увековечить Олимпийские зимние игры 2014 года. Они станут своего рода «визитной карточкой» Игр 2014 года в Сочи за рубежом и будут способствовать привлечению интереса к России и российскому спорту».
Президент Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко отметил:
«История выпуска олимпийских марок насчитывает уже 115 лет, начиная с I Олимпийских игр в Афинах. Филателистическая программа «Сочи 2014», надеюсь, продолжит традицию, заложенную еще на Олимпиаде - 80 в Москве. Тогда было выпущено более 70 видов марок. Теперь Олимпийская коллекция пополнилась почтовыми артефактами «Сочи 2014».
Почтовая филателистическая продукция сопровождает все Олимпийские игры современности, начиная с 1896 года. Почтовые марки, выпускаемые страной, проводящей Игры, являются атрибутом каждой Олимпиады и, без сомнения, ценнейшими экспонатами филателистических коллекций.
Почта России выпустила в обращение первую в стране инновационную марку с QR-кодом.
Справка:
QR-код («QR – «Quick Response», то есть «Быстрый Отклик» ) – это двухмерный штрих-код, в котором зашифрована информация для быстрого распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. QR-код позволяет закодировать любую информацию – текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.
Уникальную почтовую марку смогут приобрести все желающие в почтовых отделениях страны. Нанесенный на нее двухмерный штрих-код (QR-код) позволяет быстро перейти на официальный сайт зимней Олимпиады в Сочи 2014 года http://www.sochi2014.com/, причем для этого не обязателен компьютер с интернетом: достаточно иметь под рукой мобильное устройство со специальной программой.
На сайте Олимпиады, на который позволяет перейти штрих-код, размещена информация о подготовке к предстоящим Играм, новости, ссылки на странички талисманов зимних Игр и на интернет-магазин, где среди прочих товаров представлена и филателистическая продукция с символикой первых в истории России зимних Игр.
Всего к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи будут выпущены 4 почтовых блока, 45 разносюжетных почтовых марок, почтовые карточки, а также наборы всех вышедших почтовых марок в художественной обложке. Это рекорд за всю историю зимних Игр. Так, в ходе подготовки к Играм в Ванкувере Почта Канады выпустила 15 разносюжетных марок, общие продажи которых составили более 900 млн экземпляров.
Среди сюжетов, которые будут использованы для почтовой продукции «Сочи 2014», - зимние виды спорта, талисманы Игр 2014 года, олимпийские спортивные объекты, виды Краснодарского края.
Источники:
Талисманы:
Талисманы:
- Текст
- Видео:
- Марки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий